Конечно, мне было очень интересно ее увидеть. Напредставляла себе просторные залы, стеклянные витрины, множество посетителей. Порадовалась, что у нас есть Музей вышивки на 2 Советской улице. Все оказалось немного иначе- в роскошном офисном центре есть Дом дружбы Ленинградской области, где в небольшой комнатке и разместилась выставка Красная книга русских швов
Вот, что пишут в анонсе выставки.
Вышитые полотенца, салфетки и скатерти конца XIX - начала XX веков из Астраханской губернии, Каргополя, Вологды, Ярославской, Брянской и Ленинградской областей; образцы старинной одежды: рубахи, фартуки; приспособления для вышивания: прялки, пяльца. Все это богатство Марианна Медведева бережно собирает и хранит. Она создала свой Музей вышивки, экспонаты которого передавали ей в разное время разные люди. Но у всех одна цель – дать возможность будущим поколениям познакомиться с лучшими образцами народного творчества.
Мне открыли запертую комнатку, и я могла наслаждаться интересными экспонатами не спеша и в одиночестве. Сразу взгляд упал на этот передник и роскошное полотенце. Захотелось сочинить что- то подобное в дополнение к летнему платью.
Очень интересно смотрятся выцветшие ниточки в тамбурном шве на суровом домотканном полотне. Ярко красный цвет на белом льне, на мой взгляд, выглядит грубовато.
Хочу сразу объяснить свою позицию. Я не рассматриваю представленные изделия как музейные экспонаты. Это живые вещи, место которым хочется найти в современной жизни. Для того, чтобы заинтересовать наших вышивальщиц потратить время на работу в русском стиле с налетом винтажности. Мы избалованы мулине и шелком ручного крашения, льном от известных американских производителей. Все вместе дает полную иллюзию работ двухсотлетней давности.
Невероятная нежность- вышивка по сетке белым по белому. Это самые романтичные изделия- блузки, ночные сорочки, салфетки. Чем тоньше ткань, имеющая полотняное переплетение, тем нежнее смотрится вышивка. У меня есть блузка восьмидесятых годов прошлого века от петербургской белошвейки- на персиковом батисте. Тоже музейный экспонат.
А здесь сочетание вышивки и вязаного крючком кружева. У бабушки были полотенца, подзоры, прошвы в наволочках в этом стиле. Помню, как я просила у нее пропись для вязания. Бабушка так удивлялась- читай рисунок, все же понятно.
Салфеточка детскими руками. Даже сердце замирает от этой небрежности, стянутости ткани, несоответствия толщины ткани и ниток. Но как красиво, объемно! Сколько терпения и усидчивости. Наш человек. Когда я училась народной вышивке в лихие восьмидесятые, не было ничего. Не было равномерного льна, не было даже нормального мулине. Я нашла бабушкину довоенную коробку с кировским мулине, и мне все завидовали! Вышивали на старых простынях. Делали сетку под крестецкую строчку на выстиранной мешковине. Вот она, кстати.
Образцы старинных изделий очень интересные. Хотя не такие уж они старинные- есть и конца прошлого века.
Такая нежность! Обычная плотная бязь разряжается и наполняется нежностью. Мне всегда нравилось утюжить вышитые изделия- медитация и восторг!
Марианна ведет курсы по народной вышивке, и на выставке были представлены работы ее учениц. Многими любимая Анечка Бескровная успела освоить почти все швы!
Белая строчка, шов "роспись", "мышиная тропка"- первый раз такое название слышу)).
А под полотенчиком рама с продернутой сеткой под строчевую вышивку.
Интересная задумка Марианны- куклы крупенички в нарядных фартучках!
Мне выставка понравилась- времени потраченного не жаль. Очень советую посетить всем заинтересовавшимся рукодельницам. Мне кажется, такая выставка вполне может быть "выездной", мобильной. Ее можно сопроводить яркими брошюрами, возможно, небольшим фильмом. Очень не хватало книги отзывов. Удачи!
Вот, что пишут в анонсе выставки.
Вышитые полотенца, салфетки и скатерти конца XIX - начала XX веков из Астраханской губернии, Каргополя, Вологды, Ярославской, Брянской и Ленинградской областей; образцы старинной одежды: рубахи, фартуки; приспособления для вышивания: прялки, пяльца. Все это богатство Марианна Медведева бережно собирает и хранит. Она создала свой Музей вышивки, экспонаты которого передавали ей в разное время разные люди. Но у всех одна цель – дать возможность будущим поколениям познакомиться с лучшими образцами народного творчества.
Мне открыли запертую комнатку, и я могла наслаждаться интересными экспонатами не спеша и в одиночестве. Сразу взгляд упал на этот передник и роскошное полотенце. Захотелось сочинить что- то подобное в дополнение к летнему платью.
Очень интересно смотрятся выцветшие ниточки в тамбурном шве на суровом домотканном полотне. Ярко красный цвет на белом льне, на мой взгляд, выглядит грубовато.
Хочу сразу объяснить свою позицию. Я не рассматриваю представленные изделия как музейные экспонаты. Это живые вещи, место которым хочется найти в современной жизни. Для того, чтобы заинтересовать наших вышивальщиц потратить время на работу в русском стиле с налетом винтажности. Мы избалованы мулине и шелком ручного крашения, льном от известных американских производителей. Все вместе дает полную иллюзию работ двухсотлетней давности.
Невероятная нежность- вышивка по сетке белым по белому. Это самые романтичные изделия- блузки, ночные сорочки, салфетки. Чем тоньше ткань, имеющая полотняное переплетение, тем нежнее смотрится вышивка. У меня есть блузка восьмидесятых годов прошлого века от петербургской белошвейки- на персиковом батисте. Тоже музейный экспонат.
Салфеточка детскими руками. Даже сердце замирает от этой небрежности, стянутости ткани, несоответствия толщины ткани и ниток. Но как красиво, объемно! Сколько терпения и усидчивости. Наш человек. Когда я училась народной вышивке в лихие восьмидесятые, не было ничего. Не было равномерного льна, не было даже нормального мулине. Я нашла бабушкину довоенную коробку с кировским мулине, и мне все завидовали! Вышивали на старых простынях. Делали сетку под крестецкую строчку на выстиранной мешковине. Вот она, кстати.
Образцы старинных изделий очень интересные. Хотя не такие уж они старинные- есть и конца прошлого века.
Такая нежность! Обычная плотная бязь разряжается и наполняется нежностью. Мне всегда нравилось утюжить вышитые изделия- медитация и восторг!
Марианна ведет курсы по народной вышивке, и на выставке были представлены работы ее учениц. Многими любимая Анечка Бескровная успела освоить почти все швы!
Белая строчка, шов "роспись", "мышиная тропка"- первый раз такое название слышу)).
А под полотенчиком рама с продернутой сеткой под строчевую вышивку.
Интересная задумка Марианны- куклы крупенички в нарядных фартучках!
Мне выставка понравилась- времени потраченного не жаль. Очень советую посетить всем заинтересовавшимся рукодельницам. Мне кажется, такая выставка вполне может быть "выездной", мобильной. Ее можно сопроводить яркими брошюрами, возможно, небольшим фильмом. Очень не хватало книги отзывов. Удачи!
Спасибо за обзор, я-то точно туда не попаду, ну хоть поглядеть одним глазком!
ОтветитьУдалитьЛена, а рубахи вышитые там были или это все экспонаты? На Аниных фото с занятий так там прямо рядами вешалки со старинной одеждой. Было еще что-то не ученическое, а, так сказать, исконное? :)
И по первому фото хочу спросить - что за подпись к сарафану (или это фартук?), на мелком фото не разберу. Это явно городская мода начала ХХ века, но без рукавов все же странно выглядит. Это накидка, видимо, поверх рубахи и нижней юбки? И если есть фото покрупнее первого полотенца - покажи, пожалуйста. Шикарное просто! Я правильно понимаю, что такие полотенца были не "ручными", а скорее обережными, обрядовыми и использовались не в практических целях, а для украшения и праздников? Все-таки не могу понять - они такие длинные все, и очень длинные вышитые вставки на концах. Для обычного рукомойника ну слишком трудоемкий аксессуар...
Аня молодец просто! Как паровозик, везет нас всех в эту тему, помогает чуть-чуть выползти из нашего общего невежества. "Мышиная тропка" - я просто улыбаюсь :) Еще подписи к работам удивили: "первая половина XXI века". Масштабные такие временные отрезки :) Хотя... что такое полвека в истории тысячелетней русской вышивки. Так, страничка.
Лен, про бабушку тронуло. Мы много знаем о мире, много носим с собой всяких общественно-полезных навыков. Но часто абсолютно беспомощны, когда доходит до простейших бытовых вещей. А наши бабули, их матери и бабушки обходились без книг и пособий. Я вот всегда говорю, что нам привит стереотипный и несколько ошибочный взгляд о развитии человечества - от глупости и примитивности древних людей (мол, куда им, только с дерева спустились) к продвинутости и креативности нынешних, такое вот поступательное развитие под лозунгом "только вперед". А я считаю гениальными древних людей, которым впервые пришла в голову идея жарить мясо, создавать из глины посуду, а из каменных осколков - топоры. Не будь в истории первого топора - некому было бы сейчас тыкать в кнопочки гаджетов, всех съели бы саблезубые тигры :)
Ника, не смогла все подробно показать, к сожалению. Просто отчеты у меня не получаются- пишу только о том, что трогает душу. Если получится, еще раз сбегаю. Это явно не вся коллекция Марианны. Я была у нее только на одном занятии- были полотенца.
УдалитьФартук мне безумно понравился! Хочу себе такой собрать. Да, он одевается поверх платья. Бока не сшиты, на спине кокетка только до лопаток.
Конечно, полотенца праздничные! Ими украшали угол с иконами- набожники. На свадьбах молодым дарили. Надо почитать. Никаких рукомойников)).
Да, Аня молодец! Будем просыпаться и образовываться.
О, я уже давно поняла, что никакие мы не "продвинутые". Все на подкорке осталось, как у предков. Я тут уроки выживания вспоминала, когда сломался замок в туалете, и я просидела там почти четыре часа)).
Бабушка не сказать, чтобы была рукодельница, но все умела. А ее сестры и вышивали, и вязали, и платочки носовые подрубали тонюсеньким крючочком. У нас сохранился вышитый шерстью ковер на сшитых вместе и покрашенных суконных шинелях. В музее Этнографии есть очень похожий.
Буду признательна, если как-нибудь покажешь ковер. Заинтригована!
УдалитьЛена, с огромным интересом прочитала твой рассказ про выставку.Про "мышиную тропку" прочитала у тебя впервые. С остальными швами я уже ознакомилась в процессе изучения швов для "Белого города". Кусок домотканого полотна у меня даже имеется - свекровь поделилась, а я никак не могу придумать, ЧТО с ним сделать. А еще она мне подарила 2 полотенца под икону (набожники), которые вышивала, будучи еще в "девках": очень интересная вышивка + кружево крючком.
ОтветитьУдалитьТы верно подметила - никаких супертканей и супер ниток, а выглядит так, что за душу хватает!
Да, Лена, столько интересного буквально у нас под рукой. Только смотри и учись. Все равно- сдвиги есть, однозначно! Неважно, что интерес к глади приходит к нам из Японии, а к игольному кружеву из Италии. Рукодельницы- это особая нация.
УдалитьПопробуй на этом полотне сделать несколько видов вышивки- и шовчики, и сетку, и тамбур. Дополни кусочками ткани и вязаными кружевами. Будет как семплер. Саша красивый держатель сделает. Можно зашифровать дату вашей свадьбы, например. Главное, Зое расскажи, что помнишь.
Лена,
ОтветитьУдалитьМне название "мышиная тропка" очнеь понравилась :)
Так и представила маленькую мышку, которая бежит по своим делам и оставляет за собой след :)
И куколки на последней фотографии мне понравились! И у каждой - свой фартучек. Прелесть :)
Спасибо, что нашла время и рассказала нам об этой выставке.
Мне было очень интересно :)
Да, Таня, название шва очаровательное! Их много- в раскол, бубенчики, роспись. Чувствуется нежность и любовь мастериц. С куколками прекрасная идея- можно сшить настоящий наряд в уменьшенном размере. Украшение интерьера и милый сувенир.
ОтветитьУдалитьМы просыпаемся, как спящие красавицы. Я уже думала, не дождусь!
Посетить такую выставку - удача! Благодаря Вам, полюбовалась и я. Вышивальщицей не являюсь, но тема рукодельная мне близка по духу, по эмоциональному восприятию. Вышивала в молодости моя мама, вышивает сейчас моя сестра. Мама вязала и крючком, не только дорожки и салфетки, были скатерти и кружевное покрывало на кровать... Понравилась очень белая вышивка по сетке.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Наташа, я рада, что понравилось! Согласна- не все женщины в семье рукодельничают всерьез. Мне кажется, это врожденное качество. Особый склад личности, возможно даже знак Зодиака. В нашей истории прикладных ремесел есть разрыв, Который сейчас постепенно заполняется. Это очень радует! Сестра и мама- молодцы. Возможно, вы просто не нашли тот вид рукоделия. который тронет сердце.
УдалитьЛена, действительно всерьёз не получалось. Немного шью, вяжу чуть-чуть, недавно увлеклась обереговыми куколками - Крупенички, Радостеи, Подорожницы и т.п. Делаю и дарю близким мне людям. Меня восхищают талантливые люди, их способность делать что-то руками приводит в восторг. Показанные Вами вещи удивительные и уникальные, хочется и рассмотреть поближе и потрогать, ощутить текстуру натуральных тканей, энергетику вещи... Это связь времён...
УдалитьСпасибо!
Лена, спасибо, что делишься увиденным с нами. Наверное в каждой семье есть что-то сделанное руками бабушки или даже прабабушки, а ведь это не просто вещи - это живая история и культура.
ОтветитьУдалитьДа, тогда был дефицит ниток, но разве творческую натуру это могло остановить? Распускали что было пригодно, красили и вышивали...
У меня хранится картина вышитая парашютным шелком (распускали стропы парашютные, дед по отцовской линии был летчиком и отец тоже). Работа грубая, вышитая по напечатанной на ткани картинке, крестики далеки от идеала, сюжет избитый, но я её храню.
Даже натянуть её сейчас невозможно, основа почти истлела и только крестики "держат" картину...
Вот ты меня понимаешь, Танюша! Одними дорожками во времени бегали. Сфотографируй картину, напиши о ней в блоге. Будет очень интересно.
УдалитьСпасибо, Лена, за похвалы)) Я так рада, что ты добралась до выставки! К сожалению, у музея вышивки нет помещения. И очень жаль, что на выставке нет одежды, потому что она просто потрясающая... Но, будем надеяться! Кутенков П.И. тоже свою коллекцию костюма показывает фрагментами, то только рязанские рубахи, то только поневы.
ОтветитьУдалитьДа, на первом фото - занавеска или запон. Я слушала одного замечательного собирателя русского костюма, ему бабушки разъясняли назначение - лет до пятидесяти ее носят, хорошо прикрывает, месяцев до шести ничего не заметно) Вот) Получается, что это часть костюма замужних женщин репродуктивного возраста и обережного характера)
Мышиная тропка, это местное, Олонецкое, название шва) Слово "тамбур" вроде имеет французское происхождение. На выставке нет шва "рококо", но Марианна рассказывала, что в книгах конца 19 - начала 20 века, его называли "почтовый", потому что вышивать им так же долго, как идет почта) Вот такие интересные названия придумывали наши предки)))
Аня. я понимаю, что выставка черновая, рабочая. Но процесс идет! Это здорово. Да, большая серьезная выставка необходима. С экскурсоводами- мастерицами, с мастер классами.
УдалитьЗанавеска приглянулась- хочу сделать подобное на лето. Хотя я и вышла из репродуктивного возраста. Вот я вчера ездила в Новгород, так хотелось иметь соответствующую одежду- юбку длинную, сорочку вышитую, сумочку красивую.
Спасибо за пояснения- очень интересно.
Лен, тебе похоже единственной удалось попасть на выставку... Ее в пятницу досрочно закрыли. Жаль очень. Я несколько фото на монтаже успела сделать, хотела еще раз зайти и облом.
УдалитьМне тоже очень не хватает красивой длинной юбки, или платья, или сарафана... в выходные прошлись по магазинам и душа ни к чему не легла. надо брать себя в руки и садиться уже шить.
Аня, очень жаль((. Надо искать другое помещение. Попробую поговорить в нашем Ботаническом саду. Там постоянно выставки проходят. Только надо немного иначе экспонаты представлять.
ОтветитьУдалитьЯ для начала сшила "монастырскую" юбку- фартук. Часто езжу на экскурсии, мы заходим в храмы. Для поездки удобнее джинсы, конечно. А тут красивенько повязал вокруг талии, и хорошо.
Лена! Пока я тут боролась в провайдером, у тебя столько красоты появилось! Завидую вам, столичным жителям - сколько у вас информации. Мы тут, в провинции, ходим внутренними кругами: людей интересных много, а информация уже внутри них) Моя бабушка, начав вышивать в детстве крестиком, потом вышивала только белым по белому. В основном приемами с французским словом "ришелье". Но всё же это была русская вышивка! Ты мне так напомнила её дом... Спасибо тебе, дорогая, за это послание.
ОтветитьУдалить