воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Размышления о русской вышивке

К предыдущему посту в процессе обсуждения Ника, (блог Вышивка с историей) добавила такой комментарий.

Знаешь, я и пессимист, и оптимист в этом плане одновременно. С одой стороны, мы все равно придем к своим корням, это движение уже началось. С другой - тот факт, что своей "Кэтти Бэррик" или своего "Лонг Дога", мастерски перерабатывающих старинный материал в нечто новое, у нас пока не появилось и нет даже намека на такого дизайнера (хотя запрос вроде как есть, мы его ждем :)), тоже не случае. Мне кажется, это просто от того, что и потенциальные дизайнеры - увы - мало осведомлены об исторических корнях. Вытоптано это в нас многолетним забвением, равнодушием, полуобразованщиной. Глубоких знаний русской народной культуры нет даже у многих специалистов, что говорить о широкой публике. В Этнографическом музее почти нет посетителей. Почему, неужели не интересно, там же такие открытия можно сделать (старинные ткани - совсем как модные современные, свитера XIX века не отличишь от нынешних)? Нет. Просто не распиаренный маршрут... И откуда возьмутся свежие идеи, замыслы, вдохновение, если материал, на котором они могли бы сформироваться, никто не видит? Слишком долго людям вбивали в голову, что быть русским - это стыдно. За пару лет такое "клеймо" с себя не сбросишь, нужно повзрослеть внутренне, чтобы стать собой и обратиться к истокам. Вообще это удивительно, мы практически единственная нация, которая не смогла сохранить и осовременить свою старинную вышивку. И японцы, и европейцы, и американцы - все делают на это себе имя и деньги, и только мы кроме аляповатого псевдорусского алфавита от Риолиса ничего не смогли родить (( а между тем фонды наших музеев ломятся от невообразимой никем не виданной красоты.

 Подумала, что стоит поговорить на эту тему подробнее. Скажу сразу, что согласна с Никой на сто процентов- подпишусь под каждым словом. Пускай в очередной раз польщу себе, но основным занятием в последние лет десять считаю вышивку. А в последние лет тридцать- рукоделие вообще, а конкретнее- вязание (ручное, машинное и крючком), кружевоплетение на коклюшках, плетение поясов и гобеленов. В настоящее время я выполняю заказы наших вышивальщиц по приобретению понравившихся им комплектов и схем для вышивки. Для этого отслеживаю новинки примерно десятка иностранных (в основном американских) дизайнеров. Естественно, я не сапожник без сапог, и все понравившиеся лично мне схемы покупаю, и, по возможности, вышиваю по ним. Готовые работы  представляю в этом блоге.
Поскольку полученное в советские времена высшее техническое образование останется со мной до последнего часа, я невольно (а теперь и осознанно) анализирую- что нравится нашим девочкам.
Дизайны в стиле примитивов, американских квакеров, готические страшилки, атрибуты Хэллоуина, овечки, ульи, желуди, осенние листья, зайцы, птички и цветочки. Сама нахожусь внутри этого процесса, и, ни в коей степени никого не критикую. Все это пиршество вышивается на винтажных тканях, состаренными ниточками, и стоит достаточно дорого. Дополняется пуговками, шармиками и обрамляется в чудесные рамочки. Процесс бесконечный: дизайнеры исправно рисуют, фирмы красят ниточки и ткани.
Иногда задумываюсь, а что же означают все эти милые элементы- львы и куропатки, цветки граната и наперстянки, компасы и корабли. Что нам хотела передать какая- нибудь Джейн из 17 века своей вышивкой? Свои мечты и надежды- выйти замуж, родить детей, жить в своем доме и ухаживать за овечками и сажать цветочки. Это красиво переработано современными дизайнерами по музейным экспонатам и перенесено в схемы. Затем подобраны нитки, ткань и организованы специальные группы и блоги для помощи вышивальщицам.


Мне бы очень хотелось послушать, о чем говорят вышивальщицы на таких встречах. Знают ли они предисторию своих вышивок, все ли им по душе в сюжете и тексте, что заставляло продолжать и заканчивать иногда гигантские работы- длиной около метра! В таких группах принято собираться раз в год в творческие туры по каким- нибудь достопримечательностям. С отрывом от семьи и привычной жизни. С экскурсиями по музеям прикладного искусства, проживанием в старинных гостиницах и беседами с вышивкой в руках после ужина.
Моя мечта поехать в такой тур, или... организовать его самой.
У меня тоже лежит схема такого семплера, но пока не хватает духа погрузиться в иную жизнь. Что- то мешает...


Фотографии не мои- из группы по вышивке семплера Ann Lawle.
Недавно рассматривала новинки очень популярной Plum Street Samplers, представленные на ежегодной ярмарке рукодельных товаров в Нэшвилле. Милые, талантливые сюжеты, приятная цветовая гамма. Купить? Но приглядевшись вижу, что на трех из них присутствует американский флаг. Я за мир во всем мире, но вышивать такой сюжет не буду.
Это был первый звоночек.
Второй звонок. Я увидела, что совсем недалеко от меня проводятся курсы народной вышивки на базе экспонатов нашего Этнографического музея. Заинтересовалась, сходила на первое занятие. Очень хотелось праздника, горящих глаз преподавателя, открытий и желания бросить шить семплеры и мандалы, и начать возрождать своей иголочкой забытую и заброшенную русскую вышивку.



Тем более, что я лет двадцать назад закончила курс по русской народной вышивке. Вот небольшая работа- владимирская гладь, вышитая какой- то синтетикой из распущенных отходов трикотажной фабрики.



Висит на даче, просится в подушку, но долго не проживет, если начать ее использовать по прямому назначению. Помню, как была очарована красным цветом, как укладывала ужасные нитки, как гордилась результатом. Но... не цепляет сейчас никого, кто видит эту работу. В том числе и меня. А если взять ниточки мультиколорные, лен винтажный, да мережку добавить... Получится полотенчико или дорожка. И куда ее? Руки вытирать? Хлеб соль молодым выносить? Если рядом положить вышитую гладью скатерку с пасхальными зайками из Бурды или дорожку хардангером, на чем глаз остановится? Как сделать, чтобы традиции русской вышивки не умирали, а образцы не тлели в немногих музеях.
На курс по вышивке я больше не пошла. А вот в Этнографический музей обязательно загляну. Когда- то я училась там плести пояса в студии Параскева.
Начинать с чего- то надо. Понятно, что сарафан мы не наденем и поясом тканым не обвяжемся. А сумочка, робко спрашиваю я. Хотя бы мешочек из льна, но не с продукцией Парижских вышивальщиц, а с нашими шовчиками и мережками. И так, чтобы знать- что именно означает вышитый своими ручками элемент. Свастика ведь тоже не в прошлом веке появилась. Вопрос, прежде всего, к самой себе.
Будешь ты, Лена, вышивать, а потом носить какой- то элемент (хотя бы) гардероба в русском стиле? Буду. У меня уже есть чудесная душегрея с баской из поплина, которую мне подарила сестра. Не могу не рассказать о Кате в этой связи. Месяц назад она уехала на очень ответственную работу во Францию. И что приобрела из представительской одежды?
1. Жилет из вологодского кружева
2. Курточку в боярском стиле
3. Оренбургский платок
А в свой кабинет- акварели с видами русской природы, храмов и Москвы. А в подарок коллегам на Пасху- с десяток длинноухих зайцев из ивановского ситца.
Теперь шустренько соображаю, что ей вышивать для парижской жизни- вазочку с французскими пирожными или передник с нашими птицами и барышнями.
Отдельная тема- церковная вышивка. Там, как раз, все более или менее, сохранилось.


У нас в Петербурге есть золотошвейная мастерская Убрус. Я заходила в нее, любовалась работами мастериц, разговаривала с преподавателем. Единственное, все очень камерно- мало информации, выставок, статей в прессе. Но желающие могут обращаться. Знаю, что некоторые вышивальщицы работают в этой технике- сумочки, кошельки, пояса, украшения. Это очень вдохновляет.
Вот такие размышления у парадного подъезда. Присоединяйтесь, высказывайтесь. Может коллективный разум родит что- то стоящее. Блог совместный организовать, поездку какую- нибудь, конкурс устроить.

среда, 6 апреля 2016 г.

О багете и помидорах


Покажу, как оформила работы, показанные в предыдущем сообщении. Вот каждый раз после визита в багетную мастерскую Веста  с нетерпением жду, когда раздастся звонок, и Лена скажет: "Готово. Можно забирать". Бросаю все дела, и бегу- ходьбы минут пять от силы. Помещение мастерской очень маленькое- метров шесть квадратных не больше. Но это только приемная, сама мастерская в другом месте. Отличный выбор багета, гуманные даже в наступившие тяжелые времена, цены, профессионализм и внимательное отношение. Что еще нужно! Последние года три оформляю свои работы только у Лены.
Вот, что получилось из фрагмента Рождественского семплера.



Черно- синий состаренный деревянный багет, музейное стекло. Думали, оставлять ли полоску ткани после черной окантовки. И хорошо, что не оставили. Кажется, будто смотришь из окна на веселое катание по льду замезшей речки.
Вот уголок поближе.



Стекло на месте, не подумайте. Удачно, что ткань слегка окрашена в розоватый цвет. Оттенки снега хорошо видны- белоснежный под санями, и слегка зеленоватый  (лед) на катке.
Нравится эта работа- все время поглядываю на нее. Зима прошла окончательно, надо бы убрать ее, но пока не хочу- пусть повисит.
Вторая работа абсолютно противоположная. Помните птичку? Во всех дизайнах фирмы Black Bird Designes присутствует в качестве фирменного знака маленькая серенькая птичка. Меня удивило, что на обложке буклета птички выглядели голубыми, как и на моей фотографии. А ниточки были серыми! Три оттенка серого дали непередаваемый антикварный голубой. Я в восторге!



Кусочек льна взяла из остатков- мы же домовитые (не жадные) вышивальщицы. Ничего не пропадает. Пришлось надставлять кусочками льна с двух сторон. А мне даже нравится. Смотрите, как интересно- кажется, что вышивке лет сто!


Впечатление усиливают чудесные мультиколорные ниточки- мулине из хлопка от фирмы The Gentle Art . И сами краски, и переходы цветов, даже названия мне очень нравятся.
Смотрим на оформленную птичку. Я ее называю будуарной.


Видите, слева шовчик. Цвет и фактура рамочки похожи на реальные. Она как игрушечка. Тоже деревянный итальянский багет и музейное стекло. Фон- льняная ткань, из которой буду мудрить подушки на дачу.
Уголок поближе.


К этой работе просятся сотоварищи- еще несколько "птичек". Вот еще один начала.



Дальше после алфавита здесь будут еще домик и синяя птичка с ягодками. Дизайн называется Bluebird of Happiness- Синяя птица счастья! То, что нужно.
Ну и закончу еще одним анонсом. Лежит у меня довольно давно наборчик от очень интересной фирмы Stacy Nash Primitives. Пройдитесь по ссылке- там такие потрясающие работы! Вот уж где старина, примитивизм, даже готика, стиль бохо. Ну очень нравится. Собираются еще три набора от этой фирмы. Если никто не купит, сама вышью.
Так вот, дизайн называется Tomato Harvest Sewing Bag. Или просто Помидорница.



Предлагается вышивать теми же ниточками The Gentle Art, но я решила заменить их на шелк. Благо запасов хватает. Смотрите, что получилось.


Слева хлопок, справа шелк. Практически точь в точь. Тряпочка для фона та самая, рекомендованная дизайнером- лен 36 каунта Gunmetal от WDW.
И вот, начала вышивать- первый цветочек. Немного сложно на таком темном льне, но лупа с подсветкой спасает. Уже нравится- прямо чувствую запах помидорных листьев.


Вышито побольше, но нас опять накрыло тучами. Хочется лета, солнышка и своих помидоров.